ВОЗ: Недоношенным считается ребенок, родившийся в сроке гестации 37 и менее недель с массой 2500 г и менее и длиной 45см и менее.
В настоящее время в республике принят основной критерий недоношенности – гестационный возраст.
Недоношенный – ребенок, родившийся при сроке менее 37 полных недель беременности (до 260 дня).
Доношенный – ребенок, родившийся при сроке беременности от 37 до 42 недель, т.е. между 260 и 294 днями беременности.
Среди детей, имеющих массу при рождении менее 2500 г, до 1/3 – доношенные, а средняя масса тела ребенка на 37 неделе может составить около 3000 г.
Исходя из гестационного возраста выделяют 4 степени недоношенности:
II – 32-34 недели;
III – 29-31 недели;
Зрелый новорожденный – ребенок по морфофункциональному состоянию готовый к внеутробной жизни при рациональной организации ухода и вскармливания. Зрелый ребенок хорошо удерживает температуру тела, у него есть сосательный, глотательный и другие рефлексы периода новорожденности, устойчивый ритм сердечных сокращений и дыхания, нормальная двигательная активность.
ВНЕШНИЕ морфологические признаки недоношенного ребенка:
1. Непропорциональное телосложение (длина головы колеблется от 1/4 до 1/3 роста). Преобладание мозгового черепа над лицевым. Швы и роднички открыты. Кости черепа тонкие, может быть конфигурация черепа (кости заходят одна на другую). Ядра окостенения в эпифизах обычно отсутствуют.
2. Яркая, темно-красная кожа, тонкая и глянцевая, как бы просвечивающаяся, слабая выраженность кожных складок на подошвах.
3. Лянуго – густой пушок, может быть на спине, лице, конечностях (только на разгибательных поверхностях).
4. Снижение подкожно-жирового слоя вплоть до полного отсутствия, склонность к отеку подкожно-жировой клетчатки.
5. Низко расположенный пупок.
6. Недоразвитие молочных желез (околососкового кружка и ткани), отсутствие гормонального криза.
7. Ногти тонкие, не всегда доходят до краев ногтевого ложа.
8. Мягкие хрящи ушных раковин.
9. Недоразвитие наружных гениталий.
11. Мягкие кости черепа, открыты швы и малый родничок.
По совокупности морфологических признаков можно оценить зрелость ребенка.
Наиболее употребима шкала Petrussa (1971)
77. Основные группы риска в развитии патологических состояний при рождении. Организация наблюдения за ними в родильном доме.
Для прогнозирования и предупреждения развития патологических состояний у новорожденных детей в раннем неонатальном периоде, проводится анализ здоровья матери, патологии течения беременности и родов, состояния ребенка в период ранней адаптации. Все патологические процессы, происходящие в организме беременной женщины, которые могут повлечь за собой нарушения в состоянии плода и новорожденного, принято называть факторами риска, В зависимости от факторов риска, для новорожденных выделяют группы риска:
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; Нарушение авторского права страницы
- Главная
- Учебное видео по медицине
- Контактная информация
Неврология:
- Неврология
- Физиология нервной системы
- Детская неврология
- Нарушения сна
- Опухоли мозжечка
- Эпилепсия
- Нарушения чувствительности
- Нарушения движения
- Ботулинотерапия
- Лечение боли
- Лечение нарушений сна и тревоги
- Лечение психических заболеваний
- Лечение эпилепсии
- Лечение паркинсонизма
- Лечение миастении
Популярные разделы сайта:
- Генетика
- Вирусология
- Инфекционные болезни
- Лабораторная диагностика
- Психиатрия
- Фармакология
- Физиология
Оценка зрелости новорожденного. Определение гестационного возраста по схеме Дубовица и Бэлларда
Оценка позы. Оценивают положение ребенка, спокойно лежащего на спине, в соответствии со следующей схемой.
— Разгибание руки и ноги: 0 баллов.
— Небольшое или умеренное сгибание в тазобедренных и коленных суставах: 1 балл.
— От умеренного до сильного сгибание в тазобедренных и коленных суставах: 2 балла.
— Сгибание и приведение ног, легкое сгибание рук: 3 балла.
— Полное сгибание рук и ног: 4 балла.
Сгибание в лучезапястном суставе
Сгибают кисть в лучезапястном суставе (при этом надо приложить достаточное усилие, чтобы добиться максимально возможного сгибания) и измеряют угол между выступом гипотенара и передней поверхностью предплечья, который оценивают по следующей схеме.
— Больше 90°: —1 балл.
— 90°: 0 баллов
— 60°: 1 балл.
— 45°: 2 балла.
— 30°: 3 балла.
— 0°: 4 балла.
Возврат руки
У ребенка, лежащего на спине, полностью сгибают предплечье на 5 с, а затем полностью разгибают его и отпускают. Оценивают реакцию руки по следующей схеме.
— Остается полностью разогнутой (180°) или случайные движения: 0 баллов.
— Минимальное сгибание (140-180°): 1 балл.
— Незначительное сгибание (110—140°): 2 балла.
— Умеренное сгибание (90-100°): 3 балла.
— Быстрое возвращение к флексорному положению (меньше 90°): 4 балла.
Подколенный угол
У ребенка, лежащего на спине, на плоской поверхности (к которой должен плотно примыкать его таз), одной рукой сгибают ногу в коленном, а затем в тазобедренном суставе. После этого, удерживая сгибание в тазобедренном суставе, другой рукой разгибают ногу в коленном суставе и оценивают подколенный угол по следующей схеме.
— 180°: -1 балл.
— 160°: 0 баллов.
— 140°: 1 балл.
— 120°: 2 балла.
— 100°: 3 балла. — 90°: 4 балла, — Менее 90°: 5 баллов.
Симптом шарфа
У ребенка, лежащего на спине, максимально приводят (над шеей) руку к противоположному плечу. При этом можно помогать движению, приподнимая локоть над туловищем. Оценивают результат по следующей схеме.
— Локоть достигает противоположного плеча (или приближается к нему): —1 балл.
— Локоть пересекает переднюю подмышечную линию на противоположной стороне: 0 баллов.
— Локоть достигает передней подмышечной линии на противоположной стороне: 1 балл.
— Локоть достигает срединной линии: 2 балла.
— Локоть не достигает срединной линии: 3 балла.
— Локоть не пересекает подмышечную линию на своей стороне: 4 балла.
Доставание пяткой уха
У ребенка, лежащего на спине, берут ногу за стопу и сгибают в тазобедренном суставе, пытаясь достать ею головы (усилие не должно быть чрезмерным). Таз ребенка не должен отрываться от поверхности, на которой он лежит.
Один из мировых стандартов неврологической оценки состояния младенцев Hammersmith Infant Neurological Examination (Неврологическое обследование младенцев Хаммерсмит) теперь свободно доступен для украинских специалистов.
Неврологическое обследование младенцев Хаммерсмит — практическое, быстрое и легкое в исполнении. Оно разработано для осмотра недоношенных детей и младенцев в возрасте от 3 до 24 месяцев.
Результаты обследования позволяют оценить риск развития детского церебрального паралича (ДЦП) и прогнозировать формирование самостоятельного сидения и ходьбы у детей с ДЦП.
Первая версия этого обследования была разработана доктором Лили Дубовица (Lilly Dubowitz) и ее мужем, профессором лондонского университета Виктором Дубовица (Victor Dubowitz) в 1981 году. В 1998 году доктор Эудженио Меркури (Eugenio Mercuri) обновил и усовершенствовал методику проведения оценки.
Обследование стандартизировано на больших когортах детей как без особенностей развития, так и с неврологической патологией.
Оно рекомендуется для применения в клинической практике и в научных исследованиях. Неврологическое обследование состоит из 26 пунктов, которые разделены на 5 категорий и оценивают функции черепно-мозговых нервов, позы тела, движений, тонуса, рефлексов и реакций.
Каждый пункт оценивается по четырехбалльной шкале с обязательным указанием асимметрий, наблюдающихся при выполнении обследования.
Отдельно оцениваются этапы моторного развития ребенка с указанием возраста, когда был достигнут определенного уровня развития двигательных навыков, таких как контроль головы, хватания, сидения, ползания, переворачивания, стояния и походки.
Последняя секция включает оценку поведения, а именно состояния сознания младенца, его эмоционального состояния и социальной ориентации. Результаты обследования легко заполнить в стандартизированных бланках, что упрощает процесс документирования осмотра и сравнения с предыдущими данными.