Когда у новорожденных зрение устанавливается

Когда у новорожденных зрение устанавливается

На первом году жизни зрительное восприятие ребенка развивается очень быстрыми темпами. Давайте разберемся, как же это происходит.

Еще находясь в утробе матери , где-то с 28й недели, малыш начинает реагировать на яркий свет и может моргать глазами. Появившись же на свет , кроха попадает в совершенно незнакомый для него мир, наполненный новыми запахами, звуками, ощущениями, предметами… Природа позаботилась о новорожденном и оградила его от такого изобилия информации, снизив его восприятие и сделав зрение «несовершенным» (дети могут различать свет и тень, видеть размытые затуманенные контуры предметов). Так же природа наделила кроху набором безусловных (врожденных) зрительных рефлексов, помогающих ему приспособиться к окружающему миру: зрачковый рефлекс на свет, смыкание век (защитный рефлекс на внезапно появившийся яркий свет) и кратковременный рефлекс поворота глаз и головы к источнику света.

Однако, по результатам последних исследований (Англии, Италии, Великобритании и др.) выяснилось, что дети интуитивно с самого рождения используют зрение для установления контакта и общения с мамой и уже через 15 часов после рождения могут узнавать её лицо. А чуть позже, во время общения – встречаться с ней взглядами и фокусироваться на её лице.

На 7-10 день у ребенка появляются попытки слежения за медленно движущимся объектом, движения зрачков при этом скачкообразны, замедленны и несогласованны друг с другом. Но уже к 3-4 неделе малыш начинает смотреть на предметы двумя глазами одновременно, при этом движения глаз становятся более плавными, сосредоточение более длительным, а контуры более четкими. Световая и «предметная» стимуляция с самых первых дней жизни ребенка (яркая игрушка, черно-белые изображения, четкие контуры, контрастные изображения, округлые и прямые линии, движущиеся предметы и т.п.) и, конечно же, лицо и глаза мамы – всё это служит основой формирования зрительной системы и ее функций.

В течение 2-3го месяца жизни ребенок начинает осваивать ближнее пространство. У него происходит совершенствование остроты зрения — от способности обнаруживать предмет до способности его различать и распознавать. Ребенок замечает величину, цвет, форму, фактуру, объем, местоположение, удаленность статических и движущихся предметов. Но ему еще трудно переключить своё внимание с одного объекта на другой. Малышу легче будет перевести взгляд, если вы чем-нибудь отвлечете его. В этот период времени кроха начинает испытывать интерес к своим ручкам, и в его мозгу возникает связь между тем, что видит ребенок и тем, что делают его руки. До трех месяцев занятия с малышом должны быть непродолжительными — не более 2—3 минут.

Параллельно с развитием зрения происходит становление цветовосприятия . Малыш почти с самого рождения способен воспринимать и распознавать цвета: сначала красный, желтый, чуть позже зеленый и синий. Поэтому, начиная с середины первого месяца ребенку нужно начинать показывать цветные однотонные игрушки и карточки. Вы можете заметить, что если малышу показать сначала игрушку одного цвета, а потом другого, он будет дольше смотреть на новую – так начинает развиваться зрительная память крохи.

К концу 3го месяца у ребенка формируется способность устанавливать зрительно-слуховые и зрительно-двигательные связи. Теперь уже младенец учится наблюдать: он не просто видит предмет, а сосредоточенно смотрит на него и длительно следит за его движениями. Если предмет исчезает из поля его зрения – кроха поворачивает голову вслед за ним, тем самым расширяя свой кругозор и формируя устойчивое поле зрения. В этом возрасте малыш учится самостоятельно переводить взгляд с одного объекта на другой.

На 4-ом месяце у детей развивается хватательный рефлекс. Используя зрительные ориентиры, малыш протягивает руки и «натыкается» на игрушки. Постепенно взаимодействия «глаз и рук» становятся более координированными, и малыш целенаправленно может взять то, что видит. В этом же возрасте малыш учится воспринимать своё отражение в зеркале.

К пяти месяцам ребенок берет игрушку из рук взрослого, пытается её удержать, действует с ней. Он различает цвета, величину и форму предметов. Выделяет маму и узнает «своих» — «чужих» по внешнему виду.

Со второго полугодия жизни малыш начинается освоение дальнего пространства, у него повышается интерес к окружающему. Разнообразные действия с предметами знакомят ребенка с их свойствами, учат находить различия, развивают координацию, точность и ловкость движений. Ползание и ходьба позволяют формировать зрительно – пространственные ориентиры.

Месяцев в 8-9 зрительное восприятие становится более тонкими – малыш подмечает мелкие предметы (соринка на полу, камешек на земле, родинка на руке и т.п.), с удовольствием рассматривать картинки в книжках, вычленяя отдельные детали (глаза у кошки, солнце на небе и т.д.). Кроха постигает смысл увиденного и понимает, что вещи и люди продолжают существовать, даже если он их пока не видит.

К концу первого года дети уже умеют различать контрастные предметы – кубик и шарик, конус и пирамида, кошка и заяц, тарелка и чашка и т.д.

Как можно помочь малышу в развитии зрительного восприятия:

Зрение развивается только тогда, когда оно задействовано

• С самого рождения для установления контакта с мамой ребенку важно видеть её лицо. Как можно чаще смотрите на своего малыша, общайтесь с ним, улыбайтесь. Чтобы кроха мог лучше видеть вас, слегка приподнимайте и придерживайте его головку.

• Оформите комнату и кроватку ребенка. К стенкам кроватки можно прикрепить игрушки, лоскутки тканей, цветные картинки, карточки с графическими рисунками. На полках расставьте крупные игрушки, на стенах развесьте рисунки, к люстре можно привязать воздушные шарики. Заменяйте старую экспозицию на новую каждую неделю.

• В первый месяц давайте малышу для разглядывания контрастные и простые изображения (например, черную линию на белом фоне, а бледные и сложные картинки малыш всё равно не оценит).

• Первый месяц показывайте малышу предметы на расстоянии 20-30 см, после 1,5 месяцев – 40 см и так постепенно увеличивая до 70 см.

• Почаще меняйте положение и местонахождение ребенка, чтобы его визуальная среда постоянно обогащалась.

• Предлагайте вашему малышу как можно больше предметов и картинок для рассматривания, ощупывания, осязания и «разбирания».

• Не увлекайтесь развитием только зрительно-ориентировочных реакций. Для целостного восприятия ребенка важно стимулирование и взаимодействие всех его органов: слуха, осязания (вкус), обоняния, тактильных ощущений.

Что нужно знать о развитии зрения малыша

10 дней. Смотрит глаза в глаза взрослому человеку.

Жмурится от слишком яркого света.
Удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое сложение).

18-20 дней. Сосредотачивает взгляд на неподвижном предмете и на лице говорящего с ним взрослого.

1 мес. Пытается следить за медленно перемещающимся ярким предметом или лицом взрослого на расстоянии 20-40 см. Замечает объекты, недолго рассматривает их.

1,5 мес. Фиксирует устойчивый взгляд на глазах взрослого.
Улыбается, увидев лицо знакомого взрослого.
Следит за предметом, когда его отводят немного в сторону.

2 мес. В течение 1-2х минут может зрительно сосредоточиваться на неподвижном предмете.
Рассматривает детали лица взрослого, предметов, узоров.
Предпочитает смотреть на контрастные простые фигуры: черно-белые полосы, круги и кольца.
Различает «свои» и «чужие» лица.

3 мес. Переводит взгляд на появившийся в поле зрения объект: сбоку, сверху, снизу.

Следит за перемещающимся во всех направлениях предметом, лицом взрослого на расстоянии 20-80 см.

Может зрительно сосредотачиваться в вертикальном положении (на руках у взрослого) на лице говорящего с ним взрослого, на игрушке.
Рассматривает предмет, который держит в ручке.
Ждет появления исчезнувшего из его поля зрения предмета.

4 мес. Наблюдает за движущимся предметом, переводит взгляд и поворачивает в его сторону голову.

С интересом рассматривает объемные предметы.
Узнает близкого человека (радуется) и знакомые предметы.
Целенаправленно протягивает руку к тому предмету, который видит (появляется координация движения и зрения).
Фокусирует взгляд на предметах, находящихся в пределах 3х метров.

Читайте также:  Поможет ли клизма при запоре

5 мес. Отличает близких людей от чужих по внешнему виду.

По-разному реагирует на лицо знакомого и незнакомого взрослого.
Удивляется предметам, поставленным «вверх ногами».
По очереди рассматривает показываемые ему игрушки.

6 мес. Видит крупные интересные предметы, которые находятся далеко от него (у противоположной стены).

Показывает взглядом на находящийся перед ним предмет, про который его спросили («где пирамидка?»).
Старается доползти до увиденного объекта (появляется взаимосвязь между зрением и движением)

7 мес. Рассматривает отдельные детали предметов (колёсики у машин, кольца пирамидки).

Старается разделить предмет на части, разобрать постройку (например, башню из конструктора)
Ищет глазами предмет, исчезнувший из его поля зрения.
На вопрос «где» находит взглядом предметы, имеющие постоянное место (часы, окно, кровать и т.д.)

8 мес. Подолгу рассматривает всё, что встречается ему на пути (например, на прогулке)

На вопрос «где» находит взглядом предметы, которые могут находиться в любом месте (мячик, кошка и т.д.)

9-12 мес. Обращает внимание на мелкие предметы, рассматривает маленькие картинки.

Понимает, что у каждого предмета есть своя форма.
Различает две контрастные формы предметов по форме (по слову отличает кирпичик от кубика).
Узнает на фотографии знакомого взрослого.

(приводится по результатам психолого-педагогических исследований нервно-психического развития детей первого года жизни, которые проводились Н.М. Келовановым, С.М. Кривиной, Э.Л.Фрухт, К.Л.Печорой, Г.В.Пантюхиной, Л.Г.Голубевой и др.).

Автор: Дарья Колдина

Новорожденный совершенно беспомощен, целиком зависит от родителей. Несовершенны все его системы, в том числе зрительная. Как грудничок видит сразу после рождения, и как меняется его зрение к году, расскажет эта статья.

Особенности зрительного аппарата новорождённых

Вокруг периода новорожденности много мифов. Например, люди долгое время верили, что у только рожденного младенца мир перевернут вверх ногами. Так как узнать у самого ребенка, что он чувствует, ощущает невозможно, родители и медики пытались найти объяснение несовершенности зрения грудничка самостоятельно.

Конечно, новорожденный очевидно отличается от взрослого. Все потому, что доношенный до нужного срока внутри материнской утробы после рождения он оказывается неприспособлен к внешнему миру. Детский мышечный каркас не может держать на весу тело, моторика не позволяет взаимодействовать с предметами вокруг, язык не обладает пластичностью для говорения. Зрение новорожденного не дает ничего рассмотреть.

Как видит грудной ребенок

Зрение крохи до года несовершенно. До рождения оно ему не было нужно, потому и не развивалось. Теперь новорожденный только учится им пользоваться, ближе к году ребенок осваивает умение целиком. Для взрослого не понятно, как можно не уметь видеть, но это только потому, что он давно уже выработал эту привычку. Крохе же нужно научиться сосредотачивать взгляд на интересующих предметах, обрабатывать поток информации, поступающий через зрительный канал. Это долгий и сложный процесс.

Зрение в первые дни жизни

Вопреки широко известному мифу про перевернутость, маленький ребенок видит все прямо, только недалеко и без красок. Зрение только рожденного младенца позволяет впервые увидеть мир вокруг серым и расплывчатым. Фокусировать свой взгляд кроха еще не умеет и не различает цвета (для него пока все черно-белое). Мир дальше 20 сантиметров от его глаз вовсе не существует – грудничок в первые дни жизни его не видит.

С возрастом это меняется. Так, зрение ребенка в 1 месяц позволяет на лице мамы, склоненной над малышом, увидеть рот и глаза. В два месяца дальность зрения увеличивается до пары метров. Постепенно появляются краски, развивается умение концентрироваться на определенном предмете.

Новорожденный смотрит на игрушку

Когда у ребенка фокусируется взгляд

Родителей интересует, когда у новорожденных фокусируется взгляд. Ждать этого сразу после родов не следует. Все развивается постепенно:

  • Первые попытки напрячь свое зрение ребенок сделает примерно к первому месяцу своей жизни, но только на предмете или человеке на расстоянии в 20-30 сантиметров от его глаз. Именно тогда младенец начинает различать глаза и рот, самые крупные части родительских лиц, чаще других наклоненных над крохой.
  • К возрасту двух-трех месяцев дальность фокусирования увеличивается до пары метров. Теперь младенец может рассмотреть погремушку, лежащую в шаге от него.
  • К четырем месяца кроха будет замечать еще более далеко расположенные или мелкие детали: заинтересуется картиной на стене или видом из окна.
  • В периоде 7 месяцев-год младенец учится фокусировать взгляд так же, как и взрослый, если нет никаких нарушений в развитии зрительной системы.

Интересно. Когда у новорожденного младенца фокусируется зрение, увиденное он долго и внимательно рассматривает. Так кроха знакомится с миром, учится обрабатывать новый поток информации. Позже, когда его моторика позволит дотронуться, схватить нужный предмет, он будет не только рассматривать его, но и щупать, крутить, облизывать, грызть.

Новорожденный изучает игрушку

Как развивается зрение

Этапы развития зрения у новорожденного можно разделить помесячно. Оно развивается постоянно, как и все системы организма. Значит, непрерывно появляются какие-то новые умения, достижения.

Таблица развития зрения

Все нормы достаточно условны – просчитать такой важный момент, как индивидуальность каждого ребенка, невозможно. Как в среднем развивается умение малыша видеть, показано в таблице ниже.

Нормы развития зрения у новорожденных по месяцам

Новорожденность Зрение характеризуется расплывчатостью, нечеткостью, черно-белыми цветами.
1 месяц Мир становится четче. Младенец начинает различать крупные детали предметов на расстоянии 20-30 сантиметров. Цвета все так же отсутствуют.
2 месяца Развивается фокусирование. Зрение еще черно-белое. Малыш может стараться сконцентрироваться на предмете в паре метров от него, видит еще нечетко. Появляется умение следить за медленно передвигающимся влево-вправо предметом.
3 месяца Четкость изображения улучшается. Начинают различаться цвета, в первую очередь – красный. Появляются попытки скоординировать свои движения с увиденным (например, стремление схватить погремушку, на которую ребенок смотрит).
4 месяца Предметы вдали становятся все более четкими. Начинают появляться остальные краски, улучшается цветовосприятие.
5 месяцев Важная веха – развивается восприятие глубины пространства. То есть теперь малыш будет стараться следить не только за перемещающимися из стороны в сторону предметами, но и за теми, что движутся от него и к нему. Также улучшается четкость зрения вместе с внимательностью. Младенец может увидеть и мелкие детали.
6 месяцев К полугоду цветовосприятие почти сформировано. Грудничок различает все цвета и даже многие их оттенки. Можно начинать знакомство с ними, как предлагают многие педагоги.
7 месяцев Зрение семимесячного младенца уже практически полностью сформировано. Он умеет видеть предметы вдали, отмечает разницу всех цветов, умеет обрабатывать поступающую из визуального канала информацию.
8 месяцев Улучшаются аналитические способности. Люди для ребенка начинают делиться на известных и неизвестных. Малыш внимательно рассматривает лицо взрослого. Осознав, что перед ним незнакомый, кроха может расплакаться. Увидев родителей, он выразит радость.
9-10 месяцев Четкость становится выше, различается все больше оттенков.
11 месяцев Примерно в этом возрасте появляется интерес к наблюдению за постоянными изменениями цветов и форм. Потому многие детки начинают увлеченно следить за происходящим на экране телевизора, планшета, телефона.
12 месяцев Развитие зрения крохи практически завершено.

Пример, как одну и ту же игрушку видят дети разного возраста

Проверка зрения у малышей

Так как младенец только развивается, важно уже на этом этапе отслеживать правильность формирования всех систем организма. Если имеется какая-то патология, исправить проблему сейчас будет гораздо проще, чем когда зрение уже сформировано. Именно поэтому грудничкам назначаются плановые походы к врачу-офтальмологу.

Важно! Зрение у новорожденных проверяют только детские специалисты. Взрослый окулист не сможет в полной мере оценить правильность развития зрительного аппарата крохи. Специфика работы именно детского офтальмолога в том, что орган зрения грудничков находится в стадии безостановочного развития.

Самый первый осмотр глаз маленького пациента проводится еще в роддоме. Неонатолог проверяет отсутствие кровоизлияний, целостность сетчатки. Особенно важно это для детей, рожденных раньше срока. На первом приеме у участкового педиатра определяется график дальнейших посещений окулиста. Его назначают в такие сроки:

  1. 1 месяц. Этот прием назначается не всем, а только тем детям, которые имеют для него показания: патологии развития, недоношенность, родовые травмы, а также близких родственников с серьезными проблемами со зрением.
  2. 3 месяца. Плановый прием для всех грудничков. Проводится скиаскопия, смотрится глазное дно. Врач проверит глаза ребенка визуально, кроме того, опросит родителей.
  3. 6 месяцев. Проводятся все те же процедуры, что и в три месяца.
  4. Год. Методы исследования те же.

После года плановые посещения офтальмолога сводятся до раза в год. По необходимости количество приемов может быть увеличено.

У взрослого человека зрение проверяют с помощью специальных таблиц и аппаратов. В случае с грудничками эти методы невозможны. Тогда проверка зрения проводится так:

  • Визуальный осмотр. Позволяет отследить правильность формирования глазных яблок, отсутствие покраснений, воспалений.
  • Проверка способности фиксировать взгляд на статичном и движимом предметах. Применяется не ранее, чем с трех месяцев ребенка.
  • Проводится скиаскопия, то есть определяется острота зрения. В глаза малышу направляется луч света, который пропускается через линзы (врач подносит их к лицу младенца). Цель офтальмолога – отслеживать перемещения тени в зрачке и подобрать ту линзу, при которой тень исчезает. Для новорожденного нормальный показатель – до 0,03, для годовалого – уже 0,3-0,6.
  • Офтальмоскопия – оценка глазного дна. Врач осмотрит глазки младенца с помощью специального приспособления. В это же время оценивается прозрачность хрусталика.

Возможные нарушения развития, их причины

Зрение новорожденного может развиваться с патологиями. Они могут появляться по одной из трех причин:

  1. Наследственность. Ребенок попадает в зону риска, если его родители или бабушки, дедушки имеют проблемы с глазами (анамнез собирается по описанию родителей в первый прием у педиатра). Возможные заболевания – глаукома, катаракта, дальтонизм, помутнение роговицы и др.
  2. Врожденные. Могут появиться в период внутриутробного развития из-за негативного влияния на плод (вирусные или хронические болезни матери, отравления и т.д.).
  3. Приобретенные. Появляются уже после родов из-за внешних причин: травм, плохого питания, неправильной гигиены, инфекционных и вирусных заболеваний и пр. Сюда же относятся проблемы из-за недоношенности.

Любая из вышеприведенных проблем может быть найдена как сразу после рождения, так и появиться в течение какого-то времени после него. У малышей из группы риска по генетике или недоношенности именно поэтому плановые приемы у окулиста назначаются чаще. Если в течение года от рождения зрение в норме, риск возникновения патологий в таком случае снижается, но не исчезает до конца.

Профилактика правильного развития зрительного аппарата

Чтобы зрение у младенца развивалось правильно, об этом следует заботиться еще до того, как офтальмолог обнаружит патологии. Известный педиатр Евгений Комаровский рекомендует делать так:

  • Обеспечить достаточную освещенность в детской комнате в периоды бодрствования ребенка. В противном случае цвета он научится определять позже, оттенки различать будет хуже.
  • Игрушки обязательно должны быть крупными и контрастными. Нежные оттенки, так любимые мамами, хуже развивают цветовосприятие малыша. В первом полугодии Евгений Олегович рекомендует больше обращать внимание на зеленые и желтые оттенки, но и остальные цвета должны присутствовать в быту крохи тоже.
  • Популярную игрушку – мобиль вешать следует не прямо над головой грудничка, а чуть в стороне. Первые три месяца любые предметы на расстоянии 40 см над лицом малыш не рассмотрит все равно. Такое близкое расположение может спровоцировать развитие косоглазия.

Правильно расположенный на кроватке мобиль

Другие педиатры и офтальмологи дополняют список Комаровского следующими рекомендациями:

  • Первые два месяца жизни лучше использовать черно-белые игрушки. Когда у новорожденного впервые фокусируется зрение, лучше, чтобы предметы вокруг были максимально контрастными.
  • Избегать направленного в лицо малышу яркого света (за исключением приема у офтальмолога). Это неприятно и создает нагрузку на глазки ребенка. Если речь идет о прогулках летом, в разгар дня, то лучше поднять капюшон коляски так, чтобы тень падала на лицо. При непрямых солнечных лучах (например, вечером) этого можно не делать.
  • Заниматься с новорожденным. Маме рекомендуется почаще склоняться над ним, разговаривать, давая младенцу изучать ее лицо. То же должен делать папа. По мере взросления ребенка подключаются простые игры с погремушкой. К трем-четырем месяцам можно давать светящиеся игрушки.
  • На улице в периоды бодрствования с трех месяцев кроху можно брать на руки, подходить, например, к деревьям, давать рассмотреть их.

Лучшая профилактика правильного развития зрения у новорожденного – внимание родителей к своему чаду, а также соблюдение всех врачебных рекомендаций. В таком случае шанс возникновения у грудничка серьезной патологии существенно снижается.

Видео

Самый важный период формирования зрения — с первых недель после появления ребенка на свет и до трех-четырех лет. Врачи призывают родителей внимательно присматриваться к малышу, чтобы не пропустить врожденные аномалии зрения, приводящие к слабовидению и даже слепоте. Их надо выявить и пролечить как можно раньше, тогда в дальнейшем ребенок будет хорошо видеть. Какие заболевания глаз у младенца могут заподозрить сами родители? Почему «взрослые» глазные болезни — катаракта и глаукома — встречаются у детей? Что такое ретинопатия новорожденных? На эти и другие вопросы наших читателей во время прямой линии «ФАКТОВ» ответил заведующий Украинским медицинским центром детской офтальмологии и микрохирургии глаза Национальной детской специализированной больницы «Охматдет», эксперт Минздрава Украины по вопросам детской офтальмологии кандидат медицинских наук Юрий Баринов.

«У недоношенного малыша, весящего меньше двух с половиной килограммов, может пострадать сетчатка»

*— Здравствуйте, Юрий Викторович! Вас беспокоит Марина Юрьевна из Киева. У меня два месяца назад появился долгожданный внук. У дочки в детстве были проблемы со зрением, и она посещала кабинет охраны зрения в поликлинике. Как не пропустить глазные болезни у малыша?

— Если вы или родители заметили блуждающий взор, который не фиксируется на предмете, слабую реакцию зрачков на свет или ее отсутствие, нужно насторожиться и обратиться к специалисту. Большое подспорье для врача — фотографии малыша, сделанные со вспышкой в темной комнате. Если цвет глазок отличается от привычного красно-розового, врач, рассмотрев снимок, может заподозрить катаракту, аномалию рефракции, сильную врожденную близорукость или дальнозоркость.

Фотография покажет и воспалительные заболевания глаз, вызванные инфекцией, поможет выявить врожденную и приобретенную глаукому. Роговица здорового глаза прозрачная (на фото есть розовый рефлекс), а при глаукоме — отечная и непонятного цвета, элементы радужки размыты.

— Как часто нужно фотографировать ребенка?

— На первом году жизни чем чаще, тем лучше. Затем хотя бы раз в год, пока ребенок не вырастет. Дело минутное, но крайне важное. Фотографии, на которых один зрачок красный, второй — зеленоватый, могут указать на такое коварное заболевание, как злокачественная опухоль сетчатки — ретинобластома. Выявив заболевание вовремя, мы можем его пролечить, сохранив глаз. Однако в запущенных случаях приходится бороться уже за жизнь ребенка.

*— Оксана Игоревна из Житомира. Внук родился семимесячным, весил два килограмма 300 граммов. Выхаживали его в «инкубаторе». Когда выписали домой, то сказали наблюдаться у детского офтальмолога. Зачем?

— Чтобы вовремя обнаружить признаки ретинопатии — нарушения развития сетчатки. У детей, рожденных раньше срока, на сетчатке не успевает прорасти часть сосудов, что может привести к ее отслойке. Если у недоношенного малыша заподозрили ретинопатию, то его раз в две недели должен осматривать специалист, а при первой стадии — раз в неделю. В случае, когда признаки заболевания нарастают, ребенка направляют в специализированный центр. Без помощи специалистов малышу грозит слепота.

Из 25—28 тысяч деток, которые ежегодно рождаются в Украине раньше срока, пять-шесть тысяч попадают в группу риска по развитию ретинопатии недоношенных. Обычно это младенцы весом меньше двух с половиной килограммов. Если упустить такого ребенка из виду и вовремя не оказать помощь, то за год у нас прибавится 300 слепых детей. Со временем это приведет к эпидемии слепоты.

— Внук был под наблюдением очень хороших специалистов.

— Это главное. Уже доказано, что ретинопатия возникает из-за неправильного выхаживания младенцев. В Германии, например, в каждом неонатальном центре медсестра раз в неделю фотографирует глазки у всех новорожденных. Снимки стекаются в базовый центр, где их рассматривают специалисты, формируя группы риска.

Все процедуры для этих деток, включая насыщение организма кислородом, строго контролируются. Если насыщать полностью, на 100 процентов, то сосуды сетчатки испытывают стресс, возникает угроза отслойки сетчатки. В Германии, в отличие от Украины, практически нет случаев ретинопатии новорожденных. Там хорошо понимают: проще не допустить пожар, чем бороться с огнем. Еще лет десять назад мы с единомышленниками предлагали внедрить немецкий опыт у нас, но…

О каких заболеваниях расскажет фотография

  • Врожденная катаракта.
  • Глаукома.
  • Воспаление, вызванное инфекцией.
  • Аномалии рефракции.
  • Сильная близорукость или дальнозоркость.
  • Злокачественная опухоль глаза (ретино­бластома).

«Причиной врожденной катаракты может быть перенесенная беременной женщиной краснуха»

*— Светлана из Днепра. У племянника, которому позавчера было два месяца, педиатр заподозрила катаракту, направила к детскому окулисту, где диагноз подтвердили. Откуда взялась врожденная катаракта у такого крохи?

— Известно, что у взрослых людей хрусталик с возрастом мутнеет — развивается катаракта. А детскую катаракту мы называем осложненной — из-за причин, вызвавших ее появление. Это могут быть наследственная предрасположенность, инфекционные заболевания женщины во время беременности, например краснуха. Вообще, вовремя не выявленные заболевания — токсоплазмоз, токсокароз, герпес и другие, входящие в группу TORCH-инфекций, очень опасны для плода. Раньше беременных женщин обязательно проверяли на эти инфекции.

Также существует около трех тысяч генетических синдромов, симптомом которых является катаракта. Опасно для беременной, особенно на первых неделях, пребывание в зоне высокой радиации или в местах, где повышено поле электромагнитного излучения. Но нередко бывают случаи идиопатической катаракты, то есть возникшей по неустановленной причине.

*— Вас беспокоит Татьяна Ивановна из Харькова. Интересует, меняют ли детям до года помутневший хрусталик?

— В нашем центре мы меняем хрусталик деткам, которым исполнилось всего четыре-пять месяцев. Если сделать операцию раньше, то можно спровоцировать развитие глаукомы: искусственный хрусталик перекроет пути оттока внутриглазной жидкости.

— Просто некоторые врачи считают, что лучше подождать, пока глаз вырастет…

— Есть такое мнение. Но я считаю, что ранняя операция вполне оправдана. Хрусталик находится в своеобразной сумочке — капсульном мешке. Врач удаляет катаракту и через маленькое отверстие устанавливает новый хрусталик. Если только убрать катаракту, то стенки капсулы быстро слипаются и срастаются так, что потом разъединить их невозможно. Поэтому в будущем придется ставить хрусталик на капсулу, а это не физиологично: раздражается радужка, слущивается пигментный эпителий.

Кроме этого, маме придется с момента удаления хрусталика и до четырех-пяти лет каждое утро ставить, а вечером снимать ребенку контактную линзу. Очки не годятся, ведь они не исправляют разницу в 20 диоптрий между глазами. Важно и то, что стоимость хрусталика и контактных линз (а они нужны, напомню, в течение пяти лет!) очень отличается.

Наконец, ребенок, носящий линзу, особенно мальчик, не может нырять, играть в футбол. Попадание в глаз инфекции чревато кератитом, воспалением и другими неприятностями. Мама должна следить, чтобы ребенок не тер себе глаза. Когда малыш простужается и у него повышается температура, возникают кашель, насморк, линзу носить нельзя.

Причины врожденной катаракты

  • Наследственная предрасположенность.
  • Генетические заболевания.
  • Инфекции матери во время беременности.
  • Воздействие радиации или повышенный уровень электромагнитных излучений.

«При глаукоме детям нужна экстренная операция»

*— Прямая линия? Это Евгения из города Кропивницкий. Как лечится глаукома у детей?

— Только экстренной операцией. При подозрении на глаукому мы назначаем капли, снижающие внутриглазное давление, и сразу сообщаем родителям, какие анализы нужно сдать ребенку. Когда они подписывают согласие на операцию, мы проводим окончательную диагностику и берем ребенка в операционную.

Ждать опасно. Это взрослые могут бороться с глаукомой годами, закапывая глаза, чтобы снизить внутриглазное давление. У детей глаукома очень быстро и угрожающе осложняется: увеличивается глазное яблоко, мутнеет роговица, вследствие чего развивается слепота.

— Как измерить внутриглазное давление маленькому ребенку?

— Мы делаем это под наркозом. Диагноз подтверждается, если внутриглазное давление выше нормы, есть слезотечение, помутнение роговицы, светобоязнь.

*— Вас беспокоит Мария из Яготина Киевской области. У меня трое внуков: двое школьники, а младший ходит в детский сад. Все дети очень много времени проводят с мобильным телефоном и планшетом. Как уберечь зрение внуков?

— Когда ребенок (да и взрослый) заинтересованно смотрит на экран, он реже моргает — до 10—15 раз в минуту, а в норме нужно 20—30 раз. Поэтому слезная пленка разрушается и не может защищать роговицу от внешнего воздействия (газов, пыли, агрессивных и химических веществ). Сухая роговица — входные ворота и для инфекции: бактерий, вирусов.

Взрослому, вынужденному подолгу работать за компьютером, можно посоветовать чаще моргать, использовать препараты искусственной слезы, чтобы увлажнить и защитить глаза. Действуют капли четыре-пять часов. А детям, особенно маленьким, сложно закапывать глазки. Что делать? Запрещать пользоваться гаджетами не стоит, ведь технический прогресс остановить невозможно. Советую ограничивать время, которое ребенок проводит за компьютером: 15—20 минут поиграл или позанимался, а затем — столько же отдохнул. За это время слезная пленка на роговице восстановится.

Следить за временем нужно еще и потому, что тесная «дружба» с компьютером перегружает психику ребенка. Один сидит перед монитором два-три часа, и остается спокойным, контактным. Другой через 10—15 минут становится раздражительным, агрессивным, перестает воспринимать реальность, погрузившись в виртуальный мир. Со временем это чревато серьезными психологическими травмами.

Чтобы глаза меньше уставали, полезно играть в настольный теннис. Нет возможности — наклейте на окно метку и попросите ребенка время от времени смотреть на нее, а затем переводить взгляд вдаль. В Интернете есть много упражнений, полезных для зрения, — разучите их с детьми.

*— «ФАКТЫ»? Тамила, киевлянка. У дочери, которой 16 лет, года четыре назад обнаружили близорукость, выписали очки. Врач сказал, что если внезапно ухудшится или изменится зрение, нужно показаться специалисту. Это необходимо?

— Главная угроза близорукости — отслойка сетчатки. К ней может привести любая травма, чрезмерное физическое напряжение, перепад давления. Нередко сетчатка страдает у близоруких рожениц. Поэтому если вдруг ухудшилась острота зрения, перед глазами появились плавающие «мушки», пелена, пропало боковое зрение, нужно как можно быстрее обратиться к офтальмологу, чтобы он сделал лазерную коагуляцию сетчатки — «приварил» ее лазером. Мы это тоже делаем в нашем центре детской офтальмологии и микрохирургии глаза больницы «Охматдет». Запишите телефон (044) 236−24−63.

— Почему при близорукости происходит отслойка сетчатки?

В норме длина глаза около 22 миллиметров, а у близоруких детей — 24—26 миллиметров (мне приходилось видеть даже 33-миллиметровый глаз). Каждый дополнительный миллиметр добавляет три диоптрии. Наружная оболочка глаза (склера) эластичная и сильно растягивается вместе с глазом. А вот сетчатка, которая лежит на глазном дне изнутри, расползается, как мокрая бумажная салфетка. Возникают щели и трещины, куда может зайти внутриглазная жидкость, спровоцировав отслойку сетчатки.

Легкая гимнастика для глаз

  • Несколько раз крепко зажмурьтесь и широко откройте глаза.
  • Нарисуйте глазами круг, квадрат, треугольник, цифры от одного до десяти.
  • Вращайте глазами по кругу — по часовой стрелке и против нее.
  • Переведите взгляд с точки на оконном стекле на предмет вдали за окном. Пов­торите несколько раз.
Ссылка на основную публикацию
Когда принимать лекарства от гипертонии
Фразу врача, что показатели давления завышены, необходимо лечиться, слышала четверть жителей планеты. Неправильный или несвоевременный прием лекарств может иметь массу...
Когда можно кушать после смекты
«Смекта» − это препарат из группы энтеросорбентов, предназначенный для борьбы с диареей и другими заболеваниями, сопровождающимися интоксикацией. «Смекта» разрешена к...
Когда можно мыться при ветрянке взрослому человеку
Сколько болеют ветрянкой? Зараженный пациент не опасен для других в первые 7-10 дней болезни. У него еще нет характерной для...
Когда происходит зачатие и первые признаки беременности
Быстрый ритм жизни не всегда оставляет время, чтобы прислушаться к себе. Если вы подозреваете, что могли зачать ребенка, тогда важно...
Adblock detector