Что такое дисграфия у детей 8 лет

Что такое дисграфия у детей 8 лет

О том, что скрывается под этим термином, мы побеседовали с Ольгой Пономаревой, учителем-логопедом МУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи».

— Ольга Алексеевна, что же такое дисграфия и как ее можно опознать?

— Дисграфия — это нарушение процесса письма, которое проявляется в повторяющихся стойких ошибках «не на правила». Ребенок может знать наизусть все правила орфографии и даже уметь их применять, но допускает ошибки, которые родителям могут показаться глупыми. Например, вместо буквы «з» пишет «д», ошибается там, где звуки находятся в сильной позиции, то есть хорошо слышны — «корофа», «учидель», окончания слов заменяет произвольным количеством крючочков, пропускает буквы и целые слова. У детей-дисграфиков может встречаться нарушение синтаксической связи слов — им сложно выполнить согласование по роду, числу и падежу: «красная стул», «перелетной птицах». На самом деле признаков дисграфии значительно больше — с ходу все и не перечислишь.

— В каком возрасте обычно впервые проявляется дисграфия?

— Чаще всего ее выявляют в начальной школе, когда начинается активное овладение письменной речью. Но предположить, что у ребенка могут возникнуть специфические проблемы, можно и раньше, еще в дошкольный период. Факторами риска для развития дисграфии считаются нарушение артикуляции, при котором ребенок не выговаривает какие-либо звуки, явное или скрытое левшество, слишком ранее обучение чтению и письму, когда ребенок еще психологически не готов к освоению грамоты, двуязычие, а также дефицит общения и речевых контактов в семье.

— Как вы считаете, являются ли трудности в овладении письменной речью следствием умственной отсталости?

— Умственная отсталость, сочетающаяся с дисграфией, — это, скорее, исключение, чем правило. Большинство детей-дисграфиков не имеют проблем в других сферах психической деятельности и в будущем могут стать прекрасными инженерами, врачами, артистами. Да, нередко нарушения процесса письма идут рука об руку с недостатком внимания, проблемами с оперативной и долговременной памятью, но эти особенности чаще всего поддаются психолого-педагогической коррекции.

— Что должны сделать родители, чьи дети допускают специфические ошибки?

— Прежде всего, не винить ребенка в лености и не пытаться исправить ситуацию самостоятельно — в коррекции дисграфии не обойтись без помощи опытного логопеда. Я бы порекомендовала пройти обследование в нашем центре — его результаты, имеющие рекомендательный характер, остаются только у родителей или законных представителей ребенка, никаких «ярлыков» на вашего маленького школьника мы не навесим. Если наличие дисграфии подтвердится, родителям и самому ребенку нужно настроиться на долгую работу с логопедом, а возможно, и с психологом, которая может растянуться на месяцы, а то и годы, в зависимости от сложности случая. На занятиях ребенок будет выполнять ряд письменных и устных упражнений, подобранных специально для него, часть заданий придется делать дома — процесс коррекции не должен надолго прерываться.

— Так значит, дисграфию можно победить?

— Полностью избавиться от дисграфических ошибок удается не всем. Но, по крайней мере, их количество заметно снизится, и люди, читающие текст, составленный дисграфиком, начнут понимать смысл написанного. Это значит, что в тетради по русскому языку станет меньше неудовлетворительных отметок, а во взрослой жизни человек как минимум не будет стесняться писать заявления, служебные записки и деловые письма.

— Что можно посоветовать родителям дошкольников, чтобы их дети смогли успешно овладеть письменной речью?

— Прежде всего, до поступления в первый класс избавьтесь от проблем с артикуляцией — первоклассник должен четко проговаривать абсолютно все звуки. Как можно больше играйте со словами — это развивает фонематический слух. Помните чудесную игру в города? Возьмите ее за основу, но не используйте географический принцип, поскольку малыш в пять-шесть лет не сможет его придерживаться — пусть он называет любые слова, которые придут ему в голову, лишь бы они начинались на тот звук, которым окончилось произнесенное вами слово. Именно на звук, а не на букву, поскольку дошкольники еще не знают правил русского языка: так, слово «зуб» для них звучит как «зуп» — пусть называют слово на «п». Покупайте или скачивайте из Интернета ребусы, задавайте лингвистические задачи, например: «Возьми первые две буквы от слова «рулет» и последние две буквы от слова «шапка», составь их вместе и назови получившееся слово»; «посчитай, сколько звуков в слове». Развивайте мелкую моторику, тренируйте безотрывное письмо с помощью прописей или лабиринтов — как известно, центр мозга, отвечающий за движения пальцев рук, находится рядом с центром речи, и стимуляция его активности полезна для речевого развития.

Виды дисграфии

Артикуляторно-акустическая. При данной форме болезни у детей нарушено произношение звуков, и на основе этого они неправильно пишут слова. То есть нарушение произношения ими фиксируется в письменном виде, слова ребенок пишет так же, как и произносит. Врач при этой форме дисграфии должен в первую очередь корректировать звукопроизношение маленького пациента.

Акустическая. Симптомы акустической формы отклонения выражаются в замене правильных букв на те, которые соответствуют близким им звукам. К заменяемым парам можно отнести: глухие и звонкие звуки — П-Б, Т-Д, Ф-В, Ш-Ж; шипящие и свистящие — Ж-З, Ш-С, а также пары звуков С-Ц, Ц-Т, Щ-Ч, Ч-ТЬ. В произношении звуков в словах при этом никаких нарушений не наблюдается.

Аграмматическая. В случае аграмматической формы отклонение вызвано недоразвитием грамматического строя речи. Дети с таким нарушением пишут с постоянными ошибками, как бы совсем не обращая внимания на правила грамматики. Провести диагностику этой формы можно у школьников только с третьего класса, поскольку именно в этом возрасте начинают проявляться основные признаки этого типа дисграфии.

Оптическая. Появление оптической формы заболевания обусловлено нарушением пространственного и зрительного анализа. По сути, любая буква зрительно образуется из черточек, палочек, овалов, иногда с добавлением особенных элементов. В пространстве такие, на первый взгляд одинаковые, элементы комбинируются по-разному, образуя разные символы (буквы). Если зрительное восприятие нарушено, то ребенок не улавливает имеющихся между буквами различий, а потому не может и правильно их писать.

Моторная. Это дисграфия, вызванная нарушением языкового синтеза и анализа. Поскольку эта форма встречается наиболее часто, ее обычно называют моторной. Моторная форма дисграфии обычно выражается в появлении специфических ошибок. Например, малыш пропускает в словах буквы или целые слоги, не дописывает слова, переставляет в словах слоги или буквы, добавляет в слова лишние буквы, повторяет в слове какую-либо букву или слог, соединяет в одном слове слоги совершенно разных слов, отделяет от слов приставки, а предлоги пишет со словами слитно.

Спокойствие, только спокойствие!

Чтобы помочь ребенку избавиться от дисграфических ошибок, необходимо соблюдать несколько важных правил.

В «двойках» по русскому языку, которыми пестрит тетрадь маленького дисграфика, вы можете винить наследственность, плохую экологию, докторов, которые принимали роды, себя — за то, что не слишком хорошо следили за своим здоровьем в течение беременности, но ни в коем случае не ребенка. Он и так морально убит постоянной неуспеваемостью, а тут еще и родительские нравоучения о том, что надо больше стараться! Создайте дома абсолютно спокойную обстановку, старайтесь настроить чадо на успех: «Вместе мы обязательно преодолеем все трудности и научимся правильно писать».

Занятия с логопедом должны быть регулярными — их не стоит прерывать даже на время каникул, иначе регресс не заставит себя ждать. Упражнения на коррекцию дисграфических ошибок необходимо выполнять и в те дни, когда вы не посещаете логопеда.

Не требуйте от ребенка высокой скорости чтения и письма — в обстановке спешки он разнервничается, и количество ошибок неизбежно увеличится.

Читайте также:  Iga ttg

В самостоятельных занятиях избегайте упражнений на редактирование, когда ученик должен находить и исправлять в тексте ошибки. А вот списывание безошибочно написанных текстов с побуквенным проговариванием будет ему полезно. К диктантам можно переходить только тогда, когда результаты списывания станут удовлетворительными.

У дисграфиков количество не переходит в качество за короткое время, поэтому не мучайте ребенка, заставляя его раз за разом переписывать плохо написанный текст: в каждом следующем варианте все равно будут специфические ошибки, в том числе в словах, которые он пять минут назад написал правильно.

Знаменитые дисграфики

Еще одно доказательство того, что дисграфия не приговор — истории людей, с трудом овладевших письмом, но добившихся значительных успехов на профессиональном поприще и навсегда вошедших в историю.

Великий российский император совершенно безграмотно писал, и, как ни бились его наставники, исправить это было невозможно. Петр зачастую не обращал внимания на отсутствие каких-то букв в написанном слове, а уж орфографических ошибок было вовсе не перечесть.

Агата Кристи

Знаменитая английская писательница Агата Кристи, «королева детектива», за свою жизнь написала больше восьми десятков книг. Не всем известно, что маленькая Агата никак не могла научиться писать. Она делала столько ошибок и писала так медленно, что родители забрали ее из школы, и девочке пришлось продолжить обучение дома. До конца своей жизни Агата Кристи так и не научилась грамотно писать.

Ганс Христиан Андерсен

Датский писатель сочинял свои дивные сказки по ночам и носил их в издательства. Но редакторы, потрясенные полной безграмотностью автора, возвращали их ему, иногда не дочитав до конца. Один редактор даже написал на рукописи «Человек, который так глумится над родным датским языком, не может быть писателем».

Альберт Эйнштейн

Основатель современной физики, создатель теории относительности, лауреат Нобелевской премии, Эйнштейн всю жизнь плохо писал и с трудом читал. Однако это не помешало ему написать письмо президенту США, в котором он указывал на опасность создания ядерного оружия в фашистской Германии.

Дисграфия – это психическое отклонение, которое встречается у относительно большого количества детей школьного возраста; в ряде случаев, когда проблеме не уделяется должного внимания, она остаётся у человека и сопровождает его во взрослой жизни. Конечно, каким-либо опасным психическим заболеванием это расстройство не является, и зачастую взрослые люди, имеющие этот диагноз, ведут полноценную жизнь, тем более что дисграфия имеется у немалого числа знаменитостей. Однако в ряде случаев она может причинять существенный дискомфорт её «обладателю».

Что такое дисграфия и дисграфические ошибки

При этом ошибки не связаны с общим уровнем интеллекта, успеваемостью в обучении и развитием личности как таковым: чаще всего это отклонение наблюдается у абсолютно нормальных детей, многие из них преуспевают в учёбе, быстро усваивают информацию, активны в творческом плане. Вместе с тем у таких детей недостаточно сформированы некоторые психические функции, отвечающие за реализацию письменной речи. Исследования показывают, что более половины учащихся вторых классов имеют дисграфию. В средних классах это расстройство также достаточно широко распространено.

У исследователей принято разделять данное отклонение на две стадии. Собственно дисграфия заключается в частичном нарушении письменной способности при общей её сохранности; но есть ещё аграфия – полная утрата способности писать. Нередко это отклонение сопровождается также дислексией – нарушениями чтения, поскольку чтение и письмо – это тесно связанные функции психики.

Ребёнок может не различать на письме похожие по звучанию буквы (с – ш, с – з, д – т и др.), путает похожие по написанию письменные буквы (в – д, п – т), пишет буквы и слова в зеркальном отражении (это, как правило, характерно для левшей); он может не дописывать слова, пропускать целые слова в тексте, неправильно разбивать услышанную речь на слова (у дома – «удома», вскочил – «вско чил»), зацикливаться на написании одной и той же буквы («беерег»). Ребёнок может не различать звонкие и глухие согласные, твёрдые и мягкие, хотя произносит их всегда правильно; или же не распознаёт нужные фонемы в словах, произнесённых искажённо (в том числе при дефекте речи). Может переставлять буквы и слоги в словах. Все эти и другие подобные ошибки должны насторожить родителей и учителей.

Виды дисграфии

Письменная речь – достаточно сложный процесс, который состоит из нескольких этапов. И на каждом из них может произойти нарушение, которое и приводит к такому расстройству, как дисграфия.

Поэтому выделяется несколько видов этого расстройства.

  • Акустическая – возникает тогда, когда ребёнок не может распознать похожие по звучанию фонемы, из-за чего путает звонкие и глухие согласные, твёрдые и мягкие, шипящие и свистящие, а также аффрикаты (сложные звуки) и составляющие их простые (ц – с, ч – щ, ц – т, ч – т), не различает похожие гласные (о – у, и – е). Причём сам он произносит эти звуки правильно и слышит хорошо.
  • Оптическая – связана с нарушением зрительного и пространственного восприятия. Выявить это нарушение можно во втором классе, когда ребёнок уже освоил написание всех букв алфавита. Ошибки состоят в том, что он приписывает буквам лишние элементы – палочки, петельки, либо же отнимает их; из-за этого у него путаются буквы «и» и «у», «о» и «а», «п» и «т» и т. д. Путать он может и буквы, написание которых отличается только положением в пространстве, — таковы, к примеру, письменные буквы «т» и «ш». Или же пишут буквы в зеркальном отражении.
  • Аграмматическая – возникает из-за трудностей в овладении грамматической и лексической частью языка. Например, ребёнок не может правильно употребить те или иные слова, хотя слышал их и знает их значение, поэтому в тексте заменяет их сходными по смыслу. Таким детям с трудом даётся умение описывать предмет, называть синонимы и антонимы к нему, называть большое количество действий, которые может производить этот предмет. У таких детей наблюдаются трудности в образовании множественного числа, уменьшительных форм, в употреблении приставок, предлогов, в согласовании разных членов предложения и т. д. Это похоже на речь иностранца, который плохо изучил язык той страны, куда он приехал. И действительно, такая разновидность дисграфии зачастую наблюдается в многоязычных семьях, где принято говорить на нескольких языках одновременно.
  • Артикуляторно-акустическая – появляется в том случае, если у ребёнка нарушено звукопроизношение. Он пишет так, как говорит, из-за чего делает ошибки в письменных словах.
  • Дисграфия, развившаяся вследствие нарушений языкового синтеза и анализа – более серьёзная разновидность, при которой ребёнку трудно разделить слова на слоги, звуки и буквы, определить наличие или отсутствие определённого звука в слове, указать место этого звука в нём, указать, какой он по счёту. Такому ребёнку трудно составить целое слово из отдельных букв или слогов, особенно если они даны в произвольном порядке. Также таким детям трудно различать такие понятия, как звук, буква, слог, слово, предложение, текст. Результатом становятся пропуски букв и слогов в словах или добавление лишних, пропуски слов в тексте, написание слов не до конца, перестановки слогов и букв, неправильное написание слитных и раздельных слов. Наблюдаются и трудности в определении границ предложений.
  • Неспецифические нарушения письма, вызванные педагогической запущенностью, задержкой психического развития, умственной отсталостью и другими подобными причинами.

Признаки и симптомы

Упомянутые выше нарушения письменной речи – основные признаки того, что у ребёнка наличествует дисграфия. Однако неопытному родителю самостоятельно определить её бывает непросто, поскольку он может спутать симптомы данного расстройства с обычными ошибками, связанными с освоением нового материала или педагогической запущенностью (к которой относятся, например, пропуски занятий). Каждый человек в любом возрасте, начиная осваивать новую для себя деятельность, обязательно делает ошибки. Чтобы выявить именно указанное нарушение письменной речи, нужно пристально присматриваться к самим ошибкам, их характеру и повторяемости. Окончательный диагноз, впрочем, может поставить только специалист.

Читайте также:  Противозачаточные таблетки медиана отзывы цена

Одним из признаков расстройства письменной речи является неразборчивый почерк. Ребёнок пишет неровно и медленно, буквы «плавают», строчные буквы он заменяет на заглавные и наоборот.

Важно отметить, что при этом расстройстве интеллект в целом находится в норме, ребёнок ничем не отличается от своих «здоровых» сверстников. Однако на почве расстройства письменной речи могут возникнуть психологические проблемы, которые нередко сопровождают человека в течение всей своей жизни. Это тревожность, страх совершения ошибки, неуверенность в себе, замкнутость, рассеянность и другие свойства личности.

Причины возникновения патологии

Причина возникновения расстройства письменной речи чаще всего кроется в недостаточном развитии определённых отделов головного мозга. Как правило, эти нарушения не столь большие, чтобы помешать развитию интеллекта в целом, однако определённые элементы распознавания и интерпретации речи они затрудняют. Есть данные о том, что расстройство может иметь наследственный характер.

Бывает, что указанная патология мозга развивается вследствие нездорового образа жизни родителей, особенно матери. Это может быть курение, алкоголизм, наркомания. Её могут вызвать и инфекционные заболевания, и проблемы при родах (например, асфиксия), и травмы головы, менингит.

Ещё одна причина – специфические внешние факторы раннего развития ребёнка: недостаток внимания к нему со стороны взрослых, их нежелание много разговаривать с ним, частое сюсюканье с ним, неправильная речь окружающих. Дисграфия может появиться и у детей, растущих в многоязычных семьях, и у тех, кого родители слишком рано начали обучать чтению и письму – когда психологически ребёнок ещё не созрел для этого.

Патология в письменной речи может быть и следствием определённых психических расстройств или заболеваний. Это и синдром дефицита внимания, и задержка психического развития, и минимальная мозговая дисфункция. В результате травм головы, опухоли мозга, инсульта и других заболеваний расстройство письменной речи может возникнуть у человека и во взрослом состоянии.

Механизмы дисграфии

Формирование расстройства письменной речи имеет довольно сложный механизм, поскольку сам процесс этой речи имеет сложную структуру. В процессе развития письменной речи задействованы сразу несколько анализаторов – зрительный, речеслуховой, речедвигательный, двигательный. Навык письма является результатом взаимодействия всех этих анализаторов. «Выход из строя» хотя бы одного из них и приводит к проблемам с письменной речью. Большую роль в развитии письменного навыка играет устная речь; однако она, в отличие от письменного умения, не обязательно требует целенаправленного обучения.

Расстройство письма может проявиться также в случае, если латерализация (установление доминантного полушария, отвечающего за речевые процессы) происходит с задержкой. Вследствие таких мозговых нарушений дисграфия нередко сопровождается расстройствами пространственного восприятия, памяти, мышления и т. д.

В психолингвистике расстройство письменной речи объясняется как нарушение процесса появления письменной формы речи у ребёнка: «сбои» в операциях структурирования, разделения предложений на слова и словосочетания и т. д.

Современные способы диагностики

Диагностировать расстройство письменной речи не так просто, как кажется. Поскольку письменные ошибки при этой патологии могут быть похожи на ошибки, вызванные другими причинами, ребёнок должен пройти комплексное обследование. Его должны осмотреть такие специалисты, как невролог, окулист, отоларинголог, логопед. Эти врачи определят, в каком состоянии находятся его системы восприятия и организации речи – зрение, слух, сформированность речевых навыков, память; следует определить ведущую руку ребёнка – то есть правша он или левша, изучить его моторику.

Также следует определить уровень его общего развития, проанализировать грамотность речи, словарный запас. Вначале исследуют устную речь ребёнка (это, кстати, может быть и взрослый), а затем переходят к письменной – испытуемый пишет тексты под диктовку, анализирует слова и предложения по звуко-буквенному составу, выполняет различные упражнения с письменными текстами. Только по результатам всех этих испытаний можно выдавать заключение о наличии или отсутствии патологий.

Лечение дефектов письма

К устранению письменных дефектов необходимо подойти с должным вниманием и терпением. Ведь этот процесс может занять длительное время, иногда многие месяцы и даже годы. Коррекцию письменных нарушений легче всего проводить у детей, поскольку в более старшем возрасте к данному расстройству прибавляются другие психологические проблемы.

Коррекцию письменных нарушений проводят с помощью специальных упражнений. Они включают задания на распознавание похожих букв, различение элементов сложных букв и картинок, упражнения на развитие восприятия, памяти, внимания. Если проблема в акустическом распознавании, то с ребёнком проводятся занятия по узнаванию звуков, определению фонем, построению слов, словосочетаний и предложений. При необходимости обучают правильному произнесению звуков.

Существуют упражнения и для тренировки моторики; одно из них – нарисовать линию по лабиринту, не отрывая руку от листа бумаги и не меняя его положение. Другие игры и задания направлены на развитие логики, мышления и словарного запаса: испытуемым предлагается подбирать синонимы или антонимы к словам, называть перечисленные предметы одним словом (объединять их в категорию) или наоборот – называть предметы, входящие в названную группу. Также могут быть загадки, угадывание пословиц, задания типа «закончи предложение или пословицу». Различные игры в слова (называние слов, начинающихся на последнюю букву предыдущего или на последний слог; собирание слов из частей; поиск маленьких слов в одном большом, составление слов из определённых букв и т. д.).

В качестве профилактики письменных нарушений можно порекомендовать полноценное развитие ребёнка. Необходимо развивать его интеллект, мышление, память, обучать его грамотной речи, повышать его эрудицию; развитию подлежат и моторные навыки, что могут обеспечить занятия по рисованию, игре на музыкальных инструментах, собирание конструктора и т. д.

Даже если нарушение письменных способностей и не удаётся устранить, это не значит, что человек вырастет неполноценным, особенно если приложены достаточные усилия для его общего развития. Достаточно указать, что дисграфиками и дислектиками были десятки мировых знаменитостей, включая учёных и даже писателей. Известно, например, что учителя Альберта Эйнштейна считали его умственно отсталым, поскольку он очень плохо писал и читал; эти особенности не исчезли даже во взрослой жизни, однако не помешали ему написать письмо самому президенту США, в котором он призывал отказаться от испытаний ядерного оружия ввиду его опасности для человечества.

Ханс Кристиан Андерсен, знаменитый писатель, всю жизнь был человеком, практически не способным к письменной речи. Его безграмотно написанные тексты отказывались принимать работники издательств, часто даже не дочитывая до конца. Однако в конце концов окружающие, включая издателей, научились не обращать внимания на форму и обратились к содержанию, которое оказалось необычайно талантливым.

Абсолютно безграмотной писательницей была и Агата Кристи. Томас Эдисон – один из гениальнейших изобретателей мира. Этот человек, построивший первый в мире звукозаписывающий аппарат, очень плохо разговаривал и писал, из-за чего его выгнали из школы ещё в детском возрасте.

Расстройствами письменной речи страдали и шведская королева Виктория, и оба Джорджа Буша – отец и сын, что подтверждает возможность передачи расстройства по наследству. Нарушениями письменной речи страдали и православный «святой» Сергий Радонежский, и Леонардо да Винчи, и поэт Антон Дельвиг, и Никита Хрущёв. Список можно продолжать бесконечно. Такое количество знаменитых дисграфиков показывает, что письменная речь – процесс весьма сложный и очень часто «выходит из строя», но способен компенсироваться другими сильными сторонами личности. Главное – не клеймить таких людей и не считать их отсталыми; впрочем, они и сами могут доказать это своими достижениями.

Читайте также:  Последствия укусов постельных клопов

В начальной школе некоторые родители с удивлением узнают, что у их ребенка наблюдается специфическая проблема — дисграфия: ребенок не может написать без ошибок практически ни одного слова, при этом, казалось бы, он полностью развит и нет проблем с интеллектуальным развитием. Что же такое дисграфия и как ее лечить? Ответы на эти вопросы — в нашей статье.

Дисграфия имеет определенно выраженную симптоматику, но точный диагноз может поставить только специалист, чаще всего, логопед. Дисграфия не проходит сама и препятствует дальнейшему обучению ребенка: без устранения проблемы овладение школьной программой даже на базовом уровне будет практически невозможным.

Что такое дисграфия? Как узнать, что у ребенка дисграфия?

Как правило, о том, что у ребенка есть проблемы с письмом (дисграфия), родители и учителя узнают только при обучении письму, то есть в начальной школе. Дисграфия — это специфическое нарушение письма, когда ребенок пишет слова с фонетическими ошибками, ошибками записи звуков. Вместо «п» пишет «б», вместо «т» — «д», неправильно формирует слоги, добавляет лишние буквы, пропускает нужные, пишет несколько слов слитно.

По ошибке дисграфию можно принять просто за незнание грамматических правил, однако проблема кроется глубже.

Сравните «предложение» — «бретлошение» и «предложение» — «придложение». В этом примере отчетлива видна разница между простым незнанием правильного написания (правила) и дисграфией.

При этом почерк таких детей часто бывает неразборчивым, неровным. При письме ребенок проявляет много усилий, но пишет очень медленно. Если такой ребенок обучается в классе с обычными детьми, то может испытывать серьезные переживания из-за своих ошибок, медлительности, недовольства учителя. В речи ребенок с дисграфией часто не может строить длинные предложения и предпочитает отмалчиваться или говорить кратко. Из-за этого «дисграфик» не имеет полноценного общения со сверстниками, и ему кажется, что одноклассники настроены против него.

Дисграфия — это не психическое заболевание, но и не «пройдет само». Это расстройство письменной речи, связанное с работой мозга.

Обратитесь к профессионалам — центру психотерапии «Алвиан» в отделение детской психотерапии и нейропсихологии, которое работает со случаями дисграфии, дислексии, заикания и другими особенностями развития детей. Лицензия № ЛО-77-01-009904.

Обращайтесь по тел.:
+74999400734 или +79150066186 — WhatsApp

На правах рекламы

К сожалению, это достаточно серьезная проблема, которая «не ходит одна»: чаще всего дисграфия проявляется вместе с дислексией, проблемой чтения, также ребенок может иметь проблемы в речи и нарушения других физических функций.

Виды дисграфии

  • Артикуляторно-акустическая. Связана с тем, что ребенок неправильно произносит звуки, а значит, проговаривая их про себя, неправильно записывает. Для лечения этого вида дисграфии нужно работать и над правильным произношением звуков.
  • Акустическая. В этом случае ребенок правильно произносит звуки, но путает их со схожими по звучанию (глухие-звонкие: б-п, д-т, з-с; шипящие: с-ш, з-ж; а также не различают мягкость отдельных звуков).
  • Оптическая. Ребенок с оптической дисграфией затрудняется в написании и различии букв: добавляет лишние элементы (палочки, черточки, кружочки), пропускает нужные, даже пишет зеркально в обратную сторону).
  • Дисграфия из-за проблем языкового анализа и синтеза. Ребенок с этой проблемой на письме может пропускать или повторять целые слова, перестанавливать слоги и буквы местами, писать слитно разные слова (путают приставки и предлоги у существительных — пишут слитно или раздельно, прикрепляют к одному слову часть следующего слова и т.п.)
  • Аграмматическая дисграфия. Как правило, выявляется после 1-2 класса, так как требует больших знаний правил написания слов («хороший кошка», «красивый солнце» и т.п.). То есть эта проблема связана с тем, что ребенок не может правильно склонять слова по родам и падежам, не может согласовать прилагательное и существительное. Такая проблема может наблюдаться в двуязычных (билингвальных) семьях, а также в когда ребенок обучается на неродном языке.

Причины дисграфии

Причины этого нарушения могут быть самыми разными: от родовых травм, инфекций и генетики до запущенности воспитания. При проблемах в работе головного мозга дисграфия чаще всего сопровождается сопутствующими заболеваниями, о которых уже может быть известно родителям.

По сути, ребенок, у которого выявлена дисграфия, не может писать без ошибок, потому что у него нарушена работа речевого, слухового и зрительного и двигательного анализаторов, ребенок не может обрабатывать информацию (синтез и анализ).

Как устранить дисграфию и возможно ли это?

К счастью, да, при определенных усилиях как со стороны родителей, специалистов, так и самого ребенка дисграфию можно скорректировать и вылечить. Конечно, это не быстрый процесс: могут потребоваться месяцы и годы систематических занятий, чтобы полностью преодолеть дисграфию и сопутствующие нарушения письма, речи и чтения. Но эти труды будут вознаграждены: ребенок сможет полноценно обучаться в обычной школе и стать полноценным членом общества, обычным ребенком.

Дисграфия — это не приговор, с этим можно жить, но задачей родителей и педагогов должно стать преодоление этого недуга. Благо разработано множество методик и упражнений для устранения дисграфии. Это подтверждают и известные люди, страдающие от дислексии и дисграфии. Вот лишь небольшой список имен: Ганс Христиан Андерсен, Альберт Энштейн, Том Круз, Сальма Хайек, Шер, Дастин Хоффман, Уолт Дисней, Федор Бондарчук, Владимир Маяковский, Мерлин Монро.

Какой врач лечит дисграфию?

Обычно о дисграфии сообщает учитель, обучающий ребенка. Он уже может иметь опыт работы с такими детьми. Далее стоит обратиться к логопеду и психоневрологу. Основная работа ведется логопедом: он развивает оба полушария мозга, учит различать, произносить и записывать звуки. Психоневролог поможет выявить сопутствующие нарушения (если они есть), понять причины дисграфии и назначить медикаментозное лечение. В отдельных случаях к решению проблемы подключаются другие специалисты, например, если ребенок имеет проблемы со слухом, он не может ни расслышать звуки, ни записать их.

Что делать учителю и родителям?

Устранение такой проблемы невозможно в одиночку: родители, учителя и врачи должны объединиться и договориться о своих действиях. Назначить лечение, выполнять определенные упражнения. Возможно, ребенка стоит перевести в другую школу (специализированную) или нанять репетитора, который сможет профессионально выполнять упражнения с ребенком дома.

Не нужно забывать, что «дисграфик» очень часто остро чувствует свою проблему и боится вновь проявить ее: пропускает уроки, теряет тетради по русскому языку, мало общается. Задача взрослых, кроме лечения, оказать психологическую поддержку ребенку: не ругать, показывать заинтересованность в успехах, помогать.

Дисграфия — нарушение, с которым можно и нужно работать: выполнять упражнения, исправлять сопутствующие проблемы (например, дислексию, проблемы коммуникации со сверстниками). Особенности этого нарушения и его значимость для дальнейшей жизни ребенка не может допустить непрофессионального вмешательства — необходимо обращение к специалистам, в первую очередь, к логопеду.

Фото дисграфии

Фото предоставлено пользователем Јеленко, Виталием Куприяновым.

Фото предоставлено пользователем Alla Max.

Фото предоставлено Михаилом Мединым.

Дорогие читатели! Если у вас есть фотографии примеров записей ребенка с дисграфией, пожалуйста, вышлите в редакцию для иллюстрации этой и других статей по теме. Заранее благодарны!

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Ссылка на основную публикацию
Что такое ureaplasma urealyticum у женщин беременных
Уреаплазма, как и хламидия, и микоплазма – простейшее, которое вызывает инфекцию моче-половых путей, которые присутствуют у многих женщин, но чаще...
Что принимать при судорогах мышц
Почему появляются судороги Особенности лечения Судороги при эпилепсии Видео по теме С таким явлением, как судороги, сталкиваются многие. И хотя...
Что принимать при фарингите у взрослых
Симптомы фарингита у взрослых В зависимости от возбудителя фарингиты делятся на: Вирусные (более 90%) Бактериальные (около 10%) Наиболее частыми возбудителями...
Что такое авторефрактометрия в офтальмологии
Для того, чтобы правильно оценить ситуацию, необходимо знать данные авторефрактометрии с узким зрачком и с циклоплегией (после закапывания капель). Необходимо...
Adblock detector