Что нельзя делать на дороге детям

Что нельзя делать на дороге детям

  • ГЛАВНАЯ
  • О ЦЕНТРЕ
  • УСЛУГИ
  • ИНФО
  • КОНТАКТЫ

  • СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ
  • СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
  • О ЦЕНТРЕ
  • ОТЗЫВЫ
  • СТАТЬИ
  • НОВОСТИ

Обучение детей правилам дорожного движения – это неотъемлемая часть воспитательного и образовательного процесса. Учитывая данные статистики по совершенным ДПП в нашей стране, эта проблема является весьма актуальной в наше время.

За формирование у детей системы навыков и знаний о безопасном поведении на дорогах сегодня отвечают детские сады и школы. Именно в их стенах начинается познание детьми азов ПДД, именно там они узнают о взаимодействии таких понятий, как пешеход и транспортное средство, аварийность и травматизм.

Важная роль в изучении ПДД детьми отводится воспитателям и школьным педагогам. В данной статье расскажем, в каком возрасте детям лучше всего начинать изучать правила поведения на дороге, как обезопасить от ДТП, а также о принципах эффективной организации занятий в дошкольных и общеобразовательных учреждениях.

По количеству совершаемых ДТП Россия занимает одно из лидирующих мест. При этом количество аварий с участием детей с каждым годом не уменьшается.

Как это ни печально, но чаще всего ДТП с детьми происходят на пешеходных переходах, когда банально не соблюдаются правила поведения на дороге. Среди других частых причин можно выделить переход дороги в неустановленном месте и игра вблизи проезжей части.

Вот так выглядит статистика ДТП с участием детей за 2018 год:

  • наездов на несовершеннолетних – 5300;
  • пострадавших всего – 15860 человек;
  • погибло – 582 ребенка.

Эти показатели увеличиваются в школьный период, когда дети чаще находятся без присмотра взрослых.

В ГИБДД заявляют, что только благодаря раннему обучению детей правилам дорожного движения, проведению специальных классовых мероприятий и постоянной просветительской работе можно сократить число жертв ДТП и сохранить несколько сотен детских жизней.

Для воспитанников детских садов необходимо проводить специальные интерактивные занятия, игры.
Для школьников – уроки ОБЖ с изучением ПДД и правильного поведения на дороге.

Анализируя данные ПДД за несколько лет, характер травм, полученных детьми, можно прийти к выводу, что изучение ПДД является крайне актуальной задачей, которая существенно поможет снизить количество аварий с участием юных пешеходов.

Чтобы решить эту проблему, необходимо начинать обучение детей с самого раннего возраста, а затем постоянно освежать и пополнять эти знания уже в школе. И обязанность за это ложится именно на плечи воспитателей и педагогов.

Безопасность ребенка на дороге будет зависеть от того, насколько качественно он обучен правилам дорожного движения, от его внимательного отношения ко всем опасностям на дороге.

Когда родители начинают отпускать своего ребенка одного гулять во дворе, или самостоятельно сходить в магазин, они должны быть уверены в том, что он в полной мере осведомлен о правилах поведения на проезжей части.

Мы живем в мире, который населяют свыше 7 миллиардов людей, и примерно каждый 7-й житель водит машину. При таком изобилии транспортных средств знать ПДД нужно даже дошкольникам. Родитель не всегда на 100% включен в ситуацию, а для столкновения с движущимся автомобилем достаточно доли секунды. Рассказывать, как безопасно перейти дорогу, нужно начиная с 3-4 лет. К школе ребенок должен знать правила поведения пешехода назубок. Но что делать, если таких знаний еще нет или они недостаточны?

Когда и как изучать ПДД

Еще с пеленок дети стремятся копировать взрослых. Поведение мамы и папы на дороге – главный пример, который «откладывается на подкорке». Если родители нарушают правила (в спешке, по невнимательности), ребенок бессознательно будет действовать так же вне зависимости от того, знает он ПДД или нет. Поэтому первый и главный урок, который могут преподать взрослые детям, – показать на деле, что они сознательные пешеходы.

Когда начинать изучать с ребенком ПДД? Читать всевозможные стишки, слушать песенки, смотреть мультики о поведении на дороге можно уже с 1 года. С 3-4 лет следует проводить разъяснительные беседы. Например, говорить с ребенком на тему того, что для полной остановки автомобилю понадобится время, что он не умеет мгновенно тормозить. Еще в период посещения детского сада малыш должен усвоить, что такое дорога, тротуар, пешеходный переход, светофор – и как ими пользоваться.

Как помочь дошкольнику усвоить ПДД? С детьми 3-7 лет уроки проводятся в игровой форме и с наглядными примерами – так материал быстрее и полнее усваивается. Кроме того, важно учитывать восприятие мира, характерное для этого возраста, уровень возможностей психики.

  1. Примерно до 8 лет преобладает «туннельное» зрение – ребенок воспринимает объекты перед собой, но не сбоку. Поэтому детей важно учить перед выходом на дорогу внимательно смотреть по сторонам.
  2. До 6 лет ребенок не способен быстро установить источник шума, услышать приближающийся автомобиль.
  3. До 5-6 лет концентрация внимания избирательная. Малыш может одновременно оценить только один объект – на его взгляд, самый значимый (например, малыш замечает, как приближается грузовик, но не обращает внимания на легковую машину).
  4. Низкий рост ограничивает угол обзора, дети не могут увидеть все, что происходит на дороге. Водителям крупногабаритных авто по той же причине бывает сложно заметить ребенка.

Нужно учитывать специфику поведения ребенка в опасной ситуации. Девять из десяти детей при виде несущегося на них автомобиля впадают в ступор и закрывают лицо руками. Десятый бросается в паническое бегство, чаще всего прямо под колеса машины. Поэтому, каким бы ни был смышленым малыш, переводить через дорогу его должен взрослый, крепко держа за руку.

Список правил

Знания сигналов светофора и зебры для дошкольника недостаточно, картина дороги от этого не будет полной. Нужно объяснить малышу, какие виды транспорта бывают, как они передвигаются, поговорить с ним о предназначении тротуаров, подземных переходов, о полосах движения.

Читайте также:  Как применять яблочный уксус при варикозе

5 правил дорожного движения для дошкольников:

  1. Пересекать проезжую часть можно на зеленый сигнал светофора или по переходу, и только так.
  2. Перед тем как ступить на дорогу, нужно взглянуть налево, потом, дойдя до разделительной полосы, посмотреть вправо.
  3. Вдоль дороги следует передвигаться по тротуару справа. Если находишься за городом – идти навстречу автомобилям по обочине.
  4. Нельзя играть возле дороги. Нельзя перебегать ее, идти на красный или желтый свет, даже если поблизости нет машин.
  5. Нужно знать некоторые дорожные знаки. Подробно они описаны на картинке ниже.

Опасные ситуации на дороге

В одночасье на проезжей части находится от нескольких десятков до сотен людей. Даже если один из них совершит ошибку, может случиться ДТП. Это человеческий фактор, и ребенок должен о нем знать.

Вот наиболее опасные неожиданности, с которыми можно столкнуться на дороге:

  1. Из-за стоящей у обочины машины резко появляется автомобиль. Поэтому перед тем как переходить дорогу, нужно просмотреть всю движущуюся полосу.
  2. Зажегся красный свет, а ребенок на середине дороги. Движение транспорта с двух сторон может сильно испугать, но нельзя поддаваться панике, бежать вперед или назад.
  3. Машина движется медленно, и кажется, что можно успеть перебежать. Нет, нельзя. За ней может ехать авто на большой скорости.
  4. Из двора внезапно выехала машина. ДТП происходят не только на оживленной дороге – в жилых массивах множество поворотов, из-за которых в любой момент может показаться автомобиль.
  5. Водитель двинулся с места на зеленый сигнал для пешехода. Да, такие случаи не редкость. Нарушители есть, были и будут. Даже переходя дорогу по правилам, ребенок должен быть внимательным, не отвлекаться на игры, снять наушники, смотреть по сторонам.

Стихи, загадки, песни по теме

Существует немало детских печатных изданий, по которым можно учить детей дошкольного возраста ПДД. Например, пользуется популярностью книга С. Волкова «Про правила дорожного движения», А. Усачева с аналогичным названием. Интересны на тему дорожных правил стихи И. Гуриной «Непослушный пешеход», «Зебра», «Тротуар и проезжая часть».

Пример стихотворения для дошкольников:

Всем ребятам умным ясно:
Где дорога – там опасно!
Отыщи-ка, пешеход
Черно-белый переход!

Не горит зеленый свет?
Светофора вовсе нет?
Что такое? Как же так?
Посмотри на синий знак.

Человечек в нем идет?
Значит, это – переход.
У дороги смирно встань,
Не беги, не хулигань,

Маму за руку бери,
Вправо-влево посмотри!
Приглашает переход:
— Проходи по мне вперед!

В стихах есть рифма и поэтому они легче запоминаются ребенком. Вот еще один стихотворный вариант ПДД для дошколят:

Быстрая в горе езда? – Да.

Правила знаешь движения? – Да.

Вот в светофоре горит красный свет,

Можно идти через улицу? – Нет.

Ну, а зеленый горит, вот тогда

Можно идти через улицу? – Да.

Сел в трамвай, но не взял билет.

Так поступать полагается? – Нет.

Старушка, преклонные очень года,

Ты место в трамвае уступишь ей? – Да.

После нескольких прочтений отвечать «да» или «нет» будет сам ребенок. Для закрепления материала очень хорошо слушать песни А.Усачева, А.Пинегина «Дорога не тропинка» и «Этот мир состоит из пешеходов» из сборника детских песен.

Читайте также:  Арбидол капсулы 100мг

Полезно и очень увлекательно загадывать малышу загадки. Пример:

Иллюстрированные инструкции

Известно, что человек обладает несколькими видами памяти. Помимо слуховой, есть еще тактильная и зрительная. Детей дошкольного возраста рекомендуется обучать по картинкам. Яркие иллюстрации вызывают интерес, и даже если какие-то слова взрослого малыш прослушал, в памяти отложится изображение.

Пример картинки, которая подходит для занятия по изучению ПДД для дошкольника:

4 варианта игры

Редкий ребенок будет долго сидеть за книжками и слушать стихи. Тем более если за окном пригревает солнышко и песочные дела ждут. Не стоит расстраиваться или раздражаться на невнимательность. Можно поиграть с ребенком в интересную игру в ПДД, от которой он наверняка не откажется. Лучше всего ее проводить на улице с другими ребятишками, во дворе или детском саду.

Итак, приведем 4 варианта обучающих игр.

  1. «А у нас на улице». Действие происходит в песочнице. Дети выносят машинки, небольших солдатиков, кукол, взрослые делают дорожные знаки и светофор из бумаги, фломастеров и зубочисток. Дальше из слегка влажного песка воссоздается близлежащая дорога и постройки вокруг. Дети делятся на пешеходов и водителей. Первым выдается задание: сходить в магазин, в больницу, сесть на автобус и т. д. Водители ездят по дороге, создавая опасность.
  2. «Магазин игрушек». Занятие проводится на детской площадке. На асфальте мелом рисуется пешеходный переход, дорога, на противоположной стороне магазин, куда сносятся все игрушки. Малышей делят на группы: водители, пешеходы, 1 продавец. Старший ребенок или взрослый играет роль инспектора и задает экзаменационные вопросы для водителей: когда можно ехать, когда нельзя, что такое дорога, обочина, тротуар, какие знаки ты знаешь. При правильных ответах малышам выдаются машинки. Второй взрослый стоит у перехода и попеременно показывает зеленую, красную, желтую карточки. Пешеходам объявляется задание перейти улицу, сделать покупку в магазине и вернуться обратно, машинистам – проехать по улице по всем ПДД.
  3. «Светофор». Перед игрой вырезаются кружки из желтого, зеленого, красного картона. Затем ведущий поочередно показывает их, а ребенок совершает соответствующее действие: при виде красного кружка шагает назад, на желтый сигнал приседает, на зеленый реагирует маршем на месте.
  4. «Кто больше запомнит знаков». Группе детей на спины прикрепляются бумажки с изображением дорожных знаков так, чтобы они не могли подсмотреть. Затем ведущий объявляет задание: нужно увидеть и запомнить как можно больше рисунков, но при этом скрыть свой. Через 30 секунд звучит сигнал стоп. Детям выдаются листочки и фломастеры, и они пытаются вспомнить и нарисовать знаки, которые увидели. После взрослый рассказывает, что они означают, и награждает победителя символическим призом.

Говорить о ПДД с ребенком нужно часто, не эпизодически. Переходя дорогу, стоит обратить внимание малыша на сигнал светофора. С детьми постарше можно попробовать поменяться ролями – он взрослый, переводит через дорогу маленького папу или маму.

Учить ПДД никогда не рано. При игровом методе обучения ребенок впитает информацию очень скоро. Дальше – дело повторения. Помимо вышеуказанных способов, для закрепления материала можно делать с малышом поделки: лепить из пластилина светофор, зебру, знаки, делать макеты из картона, аппликации. Это не менее интересно, чем катать машинки и расчесывать кукол. Тем более что на кону стоит безопасность ребенка.

Как повысить безопасность детей в условиях дорожного движения: рассказывайте больше, играйте больше, развивайте внимание. А мы расскажем как!

Приходит время и вы отпускаете своего ребенка. Сначала разрешаете ему самому остаться на пару часов дома, затем самому играть с друзьями на площадке возле дома (сами, конечно, стоите у окна и не спускаете с него глаз), а потом выясняется, что ребенок уже вырос и готов ходить сам в школу. Но что, если по дороге в школу нужно пеходить дорогу? Не будете же вы его водить туда за ручку до 11 класса. Нет! Но вы должны научить его правилам дорожного движения. Причем начинать нужно с самого раннего возраста.

Научите вашего маленького ребенка

  1. Маленькие дети невнимательны. Поэтому у проезжей части приучайте ребенка останавливаться. Остановка позволит ему переключиться и переоценить ситуацию. Это главное правило пешехода.
  2. У ребенка должен быть выработан стойкий навык: прежде чем сделать первый шаг с тротуара, ребенок осматривает дорогу во всех направлениях. Это должно быть доведено до автоматизма.
  3. Когда вы находитесь с ребенком на проезжей части дороги, не спешите, переходите дорогу размеренным шагом. Переходить дорогу — только по пешеходному переходу, на зеленый свет, у перекрестка — по линии тротуаров, не наискосок, а строго перпендикулярно.
  4. При переходе дороги маленького ребенка необходимо крепко держать за руку (не ладонь, а запястье), чтобы ребенок не мог вырваться и самостоятельно пересечь проезжую часть.
  5. Обращайте внимание ребенка на автомобили, которые появляются вдали и проезжают мимо. Научите его замечать транспорт издали, провожать его глазами и оценивать скорость.
  6. Для оценки скорости транспортного средства у ребенка необходимо развивать глазомер. Для этого, заметив вдали автобус, предложите ему посчитать на какой счет (1,2,3,4 …) он доедет до определенного места. Затем посчитать на какой счет доедет троллейбус, автобус, машина. Такие упражнения позволяют младшим школьникам понять, что скорость движения в различных транспортных средств отличается.
  7. Учите ребенка определять направление будущего движения машины. Научите ребенка определять едет ли транспортное средство прямо или готовится к повороту.
  8. Объясните ребенку, что, когда вы видите автобус на остановке противоположной стороны, нельзя спешить, бежать к нему через дорогу, потому что это опасно.
  9. Твердо усвойте сами и научите ребенка, что входить в любой вид транспорта можно тогда, когда он стоит. Объясните почему нельзя прыгать в транспорт на ходу.
  10. Учите ребенка предусматривать скрытую опасность. Остановитесь у стоящего транспорта и обратите внимание ребенка на то, как он закрывает обзор дороги, как из-за стоящего автомобиля может выехать другая машина. Такое наблюдение полезно делать с различными предметами, закрывающими обзор дороги — кустами, деревьями, заборами и тому подобное.
  11. Не пугайте детей опасностями дорогах. Страх вреден, как и неосторожность. Школьники должны уметь ориентироваться в дорожной обстановке. Большое значение имеет одежда. Капюшон, шапка-ушанка, туго завязанный шарф сковывают движения, ухудшают слух, затрудняют поворот головы. Об этом необходимо помнить и не кутать ребенка.
  12. Не заставляйте ребенка механически заучивать Правила дорожного движения. Добивайтесь понимания и осознания требований придерживаться этих Правил: что можно, а что нельзя делать на улицах и на дорогах.
Читайте также:  Д пантенол аналоги дешевле список

Основные причины ДТП с пешеходами

Дети не должны боятся дороги, но они должны четко представлять себе, как можно, а как нельзя вести себя на проезжей части

  • Переход улицы в неустановленном месте (это очень часто приводит к трагическим последствиям).
  • Выход на проезжую часть дороги из-за транспортных средств.
  • Переход перед транспортом, который едет близко.
  • Хождение по проезжей части улицы и дороги.
  • Игра рядом с проезжей частью дороги.

художник В. Полухин

Формирование условных рефлексов

  • Детям младшего дошкольного возраста для закрепления рефлекса переходить только на зеленый свет важна наочность — то есть пройти 10 раз на зеленый свет.
  • С «неуправляемыми» детьми 3-4-х лет можно использовать формулу: СТОП-ОСТАНОВИСЬ-ПОДУМАЙ-СДЕЛАЙ.
  • Детям, которые уже хорошо говорят более важно объяснения словами — то есть надо рассказать 5-10 раз ребенку 5-7 лет о необходимости проходить на зеленый свет, чтобы он делал это осознано.

Если ваш ребенок особенно невнимателен или рассеян, используйте «правило пяти»:

  1. смотрите ему в глаза при объяснении правил;
  2. делайте акцент на том, что позволяете, а не запрещает;
  3. используйте меньше слов;
  4. показывайте наглядные примеры;
  5. хвалите за внимательность.

Модели поведения в семье

Есть закономерность: модель поведения взрослых в семье — это основа жизненной позиции, характера ребенка, его комплексов. В дошкольном возрасте действует формальный авторитет Родители-Дети. Позже при накоплении детьми собственного опыта и знаний — формальный авторитет снижается. Пользуйтесь шансом пока дети маленькие, рассказывайте о Правилах безопасного поведения на дороге и сами демонстрируйте правильный пример, тогда вы будете спокойны, отпуская малыша самого по его делам!

Источник: учебная программа «Ответственные родители», разработанная по заказу Нацпрограммы по предупреждению дорожно-транспортного травматизма детей и молодежи « Traffic Challenge ».

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора статьи.

Использование фото: П.4 ст.21 ЗУ «Об авторских и смежных правах — «Воспроизведение с целью освещения текущих событий средствами фотографии или кинематографии, публичное сообщение или сообщение произведений, увиденных или услышанных во время таких событий, в объеме, оправданном информационной целью.»

Ссылка на основную публикацию
Что назначает кардиолог
Содержание: Работа кардиолога связана с диагностикой, назначением необходимых профилактических мер или лечением сердечных заболеваний: аритмии, атеросклероза, стенокардии, инфаркта миокарда, сосудов...
Что можно есть беременным в первом триместре
Родить здорового ребенка — мечта каждой мамы. Уже в 1-м триместре беременности закладываются основы здоровья будущего малыша: сердечно-сосудистая и центральная...
Что можно есть детям при ротовирусе
Что такое ротавирус? Ротавирус или острый вирусный гастроэнтерит — это официальное название «кишечного гриппа». С вирусом гриппа он никак не...
Что назначают при миоме матки
Согласно клиническим рекомендациям 2015 года по лечению миомы матки эта доброкачественная опухоль диагностируется у 30–35% женщин репродуктивного возраста [1] ....
Adblock detector